Tabernacle of Moses

Tabernacle of Moses
Mishkan Eternal Tent

пятница, 1 октября 2010 г.

Серия статей "Тайны Скинии": Золото Ковчега Завета

Вторая статья из серии "Тайны Скинии" называется "Золото Ковчега Завета". Изначально опубликована в Израильском ежеквартальном журнале "Еврейская Библия", Том. 33:4, выпуск за 2005 год. С оригиналом статьи на английском языке Вы можете ознакомиться по этой ссылке. На статью также существует рецензия другого автора.


Краткая справка о авторе статьи:

Иосия Дерби имеет диплом бакалавра и магистра по математике Гарвардского Университета(Harvard University), а так-же был рукоположен в Еврейской Теологической Семинарии(Jewish Theological Seminary). Он занимал пост Раввина Еврейского Центра Рего Парк(Rego Park Jewish Center) в Нью-Йорке на протяжении 42 лет.


Золото Ковчега


Через некоторое время после откровения на горе Синай, Бог повелел евреям построить передвижное здание, которое бы служило в качестве центра общественного богослужения в  пустыне. Оно получило название Мишкан [Скиния]. Им так-же было повелено построить приборы для службы в Мишкане, одним из которых был Ковчег Завета.

Ковчег представлял из себя сундук, сделанный  из дерева акации (Шитта), два с половиной локтя длиною (около 45 дюймов), полтора локтя в ширину (около 27 дюймов), и полтора локтя в высоту. Его следовало обложить внутри и снаруже чистым золотом чеканной работы. Эта часть Ковчега служила в качестве хранилища для двух Скрижалей Завета (Десять Заповедей).

Крышка, такой же длины и ширины как и Ковчег, была изготовлена из чистого золота чеканной работы и называлась - Каппорет. К крышке, были прикреплены (sic.) две крылатые фигуры из чистого золота чеканной работы - Кырувы (Херувимы).

В завершение конструкции, четыре кольца, вылитые из золота, крепились к четырем углам Ковчега; в кольца должны были вставляться два позолоченных шеста из дерева акации, неуказанной длины, для того что бы переносить Ковчег.

Небольшая корона из золота, чеканной работы, украшала верх каждой из четырех сторон Ковчега.

Главное свойство ковчега заключалось в том, что бы несколько мужчин, по крайней мере четверо, могли легко переносить Ковчег на своих плечах.

Исполнителем и руководителем проекта был назначен Бецалель - искустный ремесленник, сын Ора из колена Иудина. Было бы неплохо порассуждать о том, где и как Бецалель и его подмастерья обучились навыкам и технологии работы с золотом. Единственным разумным ответом может быть только - Египет.

История Иосифа намекает нам на то, что египтяне не считали своих рабов низшими существами, годящихся только для бездумной физической работы. Наоборот, хозяин Иосифа признавал его исключительные способности и старался максимально их использовать.

Таким образом мы можем сделать вывод, что Бецалель и другие евреи, чьи навыки и способности были отмечены египтянами, вместо того что бы быть отправленными в поле делать кирпичи с остальными своими братьями, были так-же переданы египетским мастерам в качестве помощников, тем самым позволяя им изучить ремесло.

Теперь давайте попробуем оценить количество и общий вес золота, необходимого для постройки Ковчега.

Во-первых, эти величины зависят от толщины чеканого золотого покрытия. В наше время, лист сусального золота может быть настолько тонкий и хрупкий, что им приходиться манипулировать с помощью статического электричества. Я не считаю, что египтяне смогли достигнуть такой степени обработки золота.

В любом случае, нам требуется оценить толщину золотого обложения Ковчега, а также толщину Крышки (Каппорет) Читателям которые посчитают что наша оценка является слишком завышенной, рекомендуется уменьшить предложенные значения пропорционально их собственной минимальной оценке значения толщины деталей Ковчега. Объем золота будет рассчитываться в кубических дюймах, потому что вес кубический фута (12x12x12 кубических дюймов) золота известная величина и удобна в употреблении, а именно 1197 (ну скажем, 1200) фунтов. 

Предполагая, что толщина обложения 1/64 дюйма, суммарный вес золотого обложения двух длинных, двух коротких и нижней стороны Ковчега, как с внешней так и с внутренней стороны, составляет 82,86 фунта. Золотое обложение шестов, декоративная корона и четыре кольца, добавляют еще около 3 кг.

Теперь мы переходим к Крышке(Капорет) которая наиболее трудна для оценки и как правило приводит к довольно спорным результатам. Тем не менее, попытка должна быть сделана. Для того что бы лист золота смог прокрыть площадь 45x27 квадратных дюймов учитывая значительную нагрузку на его поверхность, и в тоже время не прогибаясь под собственным весом, его толщина должна быть по крайней мере 1/16 дюйма. Вес такого листа был бы 52,73 фунта.

Фигурки Кырувов (Херувимов), в целях сохранения конструкционной прочности, должны быть минимум в два раза толще обложения, то есть 1/32 дюйма. Учитывая что их распростертые крылья полностью покрывали крышку (каппорет) Ковчега, мы можем предположить, что они были примерно такого-же размера что и сама крышка. Что касается "туловищ" херувимов, так как они были чеканные а не литые, вероятно их толщина также должна была быть 1/32 дюйма.

Вероятно, что каждое из "туловищ" имело прибилизильно такую же площадь поверхности, что и одно крыло (sic.); то есть суммарная площадь поверхности каждой фигурки была эквивалентна половине площади поверхности крышки Ковчега.

Следовательно, мы получаем вес крыльев в 26,35 фунтов,вес а "туловищ" херувимов в половину от этого, то есть в 13,17 фунтов, с общим весом в 39,52 фунтов. Таким образом, крышка имела суммарный вес, учитывая все выше сказаное, в 92,25 фунта.

Из всего этого следует, что общий вес золота Ковчега получается равным 177,61 фунтам.

Согласно стиху Исход 38:24, евреи пожертвовали золота весом в 29 талантов и 730 шекелей, по весовому эталону святилища, а также 100 талантов и 1775 шекелей серебра. То, что израильтяне имели так много золота и серебра не удивительно, учитывая тот факт, что 603 550 мужчин в возрасте старше 20 лет вышли из Египта (38:26).

Это означает, что среди них должно было быть, по меньшей мере полмиллиона женщин всех возрастов; и если предположить что каждая женщина обладала в среднем половиной унции золота, что не очень много, особенно если иметь в виду, что они также взяли в долг у своих египетских соседей (Исход 12:35), то общая сумма приблизиться к 15000 фунтам золота (не учитывая серебро). Это более чем достаточно, чтобы удовлетворить потребности для постройки Мишкана.

К весу золота Ковчега, мы должны добавить вес дерева обложенного золотом, вес которого мы можем оценить в 50 фунтов, а так же вес двух Скрижалей Завета в 60 фунтов, получая итоговый вес в 287,61 фунтов. Это означает вес более 70 фунтов на плечо каждого из четырех носильщиков. Когда вес такой величины распределяется по поверхности, давление обратно пропорционально площади. Таким образом, давление от шеста два-три дюйма в диаметре при указаном весе, сделало бы переноску Ковчега невозможным даже для очень сильных носильщиков.

В Йегошуа 3:03, нам сказано что священники и левиты, несли ковчег (при пересечении реки Иордан). Этот стих не нужно рассматривать как опровержение нашей оценке того, что Ковчег был действительно передвижной, как предполагаеться, так как в данном случае Ковчег мог переноситься на большой платформе с помощью довольно большого количества носильщиков, а не с помощью шестов прилагавшемся к нему. И в самом деле, упоминания священников вместе с левитами, производит именно такое впечатление.

Кроме того, люди могли видеть Ковчег (Йегошуа. 3:3). Это было бы невозможно, если бы ковчег переносился на плечах с помощью его шестов; но он был бы достаточно высоко, чтобы его могли видеть, если были он переносился с помощью некоей платформы.

Также существуют тексты, которые указывают на то, что Ковчег перевозился на телеге.

В стихе Числа 10:35, глагол "бинсо'хa" буквально означает - "когда он путешествовал". Большинство переводов (Библии) стараються избегать такой дословный перевод, чтобы не противоречить стихам Исхода 25:14 или Числа 7:09.

И так же, когда Давид нес Ковчег из Гивы в Иерусалим, Ковчег перевозился на телеге (II Цар. 6.3)



Примечания к статье:



  1. Исход 25:10 и след. Перевод (Библии) NJPS называет его "Ковчег Договора". В Йегошуа 3:06 он называется "Ковчег Господа Бога твоего". Слово "Ковчег" происходит от слова "Арон" на иврите. В современном иврите, "тейвах" обозначает "короб", а "арон" - "шкаф" или "ящик/сундук". 

  2. Это довольно загадочное слово, правильное значение которого является предметом дискуссий среди комментаторов, как древних так и современных, и переводится NJPS просто как - "накрывать". 

  3. Для более детальной информации о вероятной форме Кырувов, см. Н. Сарна "Изучая книгу Исход" (Exploring Exodus) (Нью-Йорк, изд. Шокен Букс(Schocken Books), 1986) стр. 211. 

  4. В Трактате Йома 72А Вавилонского Талмуда, Рав Иегуда заявляет, что Бецалель сделал две коробки из золота: болшую, чтобы поместить ее снаружи деревянной основы Ковчега; и малую, чтобы поместить ее внутри девревянной основы Ковчега, осуществив тем самым указания из текста по золотому обложению. К сожалению, такой подход потребывал бы увеличить толщину золотого обложения c 1/64 дюйма до, по крайней мере, 1/16 дюйма.

  5. См. мою статью "Две Скрижали Завета", ежеквартальный журнал "Еврейская Библия", 1993, XXI, с. 73-79. 

  6. Стих 1 Пар. 15:15 пытается поправить этот недочет, утверждая то, что левиты переносили ковчег на плечах. 

Tabernacle Mishkan Tent

Tabernacle Mishkan Tent
Tabernacle Mishkan Tent