Tabernacle of Moses

Tabernacle of Moses
Mishkan Eternal Tent

понедельник, 11 октября 2010 г.

Серия статей "Тайны Скинии": При более тщательном изучении - Часть 2

Четвертая статья из серии "Тайны Скинии" называется "При более тщательном изучении - Часть 2". Изначально опубликована в информационном бюллетене Торат Аиш (Ваякгель 5768 Том XV № 25 ). Автор статьи Рав. Дэвид Крамер. Оригинал статьи на английском языке Вы можете прочитать по этой ссылке.


При более тщательном изучении... - Часть 2



Заново перечисляя, в деталях, описание строительства Мишкана в Парашат Ваякгель, Тора дает нам возможность уделить больше времени тому, что мы начали изучать несколько недель назад в Парашат Трума. В моей предыдущей статье, я рассуждал о том как покровы Мишкана располагались поверх деревянного остова, а так же предложил ответы на сложные вопросы , которые оставались неразрешенными. На этой неделе, я хотел бы обсудить вопрос котороый поднимает Раши (26:5) о Барайте о 49 Миддот, и на которую большинство комментаторов пытаются дать ответ.

Барайта (10) говорит, что нижний покров также покрывал и столбы на которых висела входная завеса Мишкана, причем так что лишь 8 из 40 локтей покрывали заднюю (западную) стену Шатра Мишкана.

Внутри Шатер Мишкана был 30 локтей, брусья образующие стены Шатра Мишкана (в том числе и заднюю стену) были 1 локоть толщиной, столбы у входа были также 1 локоть толщиной, образуя общую длину в 32 локтя.

Так как золотые крючки которыми соединялись две половины нижнего покрова Шатра располагались ровно по середине(т.е каждая половина покрова состояла из пяти сегментов 4 локотя каждый), то мы можем сказать что они располагались в 20 локтях от каждого края прокрова. Так как одна из половин покрывала 8 локтей задней стены и 1 локоть толщины брусьев, эти застежки располагались в 11 локтях от задней стены Шатра Мишкана, или на один локоть к востоку от "парохет"(завесы), которая отделяла "Кодеш"(Святилище) от "Кодеш ха-Кодашим" (Святого Святых).

Тем не менее, Тора точно указывает (Шемот 26:33), что "парохет" находилась под крючками. Именно по этому, Раши (на Шемот 26:5) говорит, что этот стих (26:33) больше согласуется с подходом из Талмуда (Шаббат 98б), в котором нижний покров покрывает 9 из 10 локтей задней стены, оставляя столбы входа непокрытыми, что дает возможность расположить золотые крючки ровно над "парохет".
Наиболее часто обсуждаемое объяснение того, как Барайта может соответствовать требованиям Торы о том что крючки должны располагаться над "парохет" (см. Хизкуни - חזקוני) говорит о том, что столбы на которых висела "парохет" располагались не в пределах, а сразу за пределами 10-ти локтей образующих "Кодеш ха-Кодашим".Так внутренние столбы также были в локоть толщиной, то если бы "парохет" висела на восточной стороне колонн, то она была бы в 11 локтях от западной стены, и точно под крючками. Но такое расположение создает другие трудности, такие как уменьшение размеров Святилища (т.е восточной части Шатра Мишкана) на один локоть, т.е до19 локтей вместо 20.

Мизрахи пытается объясните это несоответствие, предполагая что завеса входа в Шатер Мишкана вероятно также висела на внешней (восточной) стороне столбов (у входа), и если мы учтем толщину этих столбов (имеется в виду пространство занимаемое столбами), то мы можем получить 20 локтей. Правда тогда получается, что толщина столбов на которых висела "парохет" не была учтена в длине "Кодеш ха-Кодашим" (так оно должно быть 10 локтей в длину), а толщина столбов у входа была учтена.

Это несоответствие вынудило Махарала (и других комментаторов) отказаться от этого подхода; некоторые все же считают что нету ничего страшного чтобы считать пространство занимаемое столбами "парохет" как бы "отгороженным" ("сасум") и не учитывать его при расчете размеров "Кодеш" или "Кодеш ха-Кодашим", даже если тогда получается что пространство занимаемое столбами у входа получается "общим" (т.е частью Шатра Мишкана).

Мальбим (26:6) говорит, что это будет соответствовать мнению рабби Йоси из Талмуда (Йома 51б) в отношении принадлежности локтя пространства, которое разделяло две части Храма Соломона; а так же что такое решение будет также в соответствии с мнением раввина Йоси из Барайты о Мишкане (1:1), что Шатер Мишкана был 31 локтя в длину, а не 30.

Тем не менее, было бы неверно утверждать, что это мнение Берайты о 49 Миддот, так как эта Берайта (14) явно указывает на то, что "парохет" висела в 10ти локтях от задней стены (а не а 11). И это несмотря на ее утверждение (там же), что "парохет" висела под крючками. Поэтому, нам по-прежнему нужно найти объяснение тому, как "парохет" могла висеть под крючками, если крючки должны были располагаться (в соответствии с этой Барайтой) на расстояниии 11 локтей от задней стен (а не в 10).

Хотя многие полагают (на основании указания на это несоответствие) что Раши следует мнению из Талмуда о том, что нижний покров не покрывал передние столбы Шатра, на самом деле получается что Раши считает что эти столбы все-же были покрыты. Во-первых, описывая то как половина излишнего сегмента второго покрова покрывала большую часть задней стены, чем нижний покров (Шемот 26:12), Раши говорит, что он покрывал оба локтя которые оставались не покрытыми нижним покровом. Иными словами, только 8 из 10 локтей от задней стены были покрыты, и теперь все 10 были покрыты.

Единственный способ сделать так, что бы только 8 локтей были покрыты (а не 9), , это покрыть передние столбы Шатра! И так как 8 локтей покрывали заднюю стену, а 1 локоть покрывал толщину стены, что стены, золотые крючки должны были быть в 11 локтях от стены, а не в 10! Раши сталкивается с тем же самым противоречием, которое он отметил есть и в Барайте!

Кроме того, Раши говорит, что другие 2 локтя второго покрова свисали над входом (26:9). Но что тогда делать с толщиной этих самы передних столбов входа? Если оба излишних локтя свисали спереди, то очевидно что локоть покрова приходящийся на толщину столбов не был "излишним", а соответствовал локтю нижнего покрова. Опять же, Раши согласен с мнением Барайты о том, что нижнее покров также покрывал и передние столбы (сверху, по их толщине).

Тем не мение стоит отметить, что Раши не согласен со всеми утверждениями из Барайты, так как например Барайта (12) располагает медные крючки которые скрепляли две (неравные) половины второго покрова, точно в 10 локтях от задней стены и непосредственно над "парохет", что означает, что только 9 локтей от задней стены были покрыты (тогда у Раши все 10 были покрыты). На самом деле, Рав Хаим Каниевский, шлита, в своих комментариях к Барайте, говорит, что Барайта считает что этот стих указывает на размещение "парохет" под медными крючками второго покрова, а не под золотыми крючками нижнего покрова.

Как упоминалось ранее, Раши согласен с Барайтой в том что золотые крючки располагались на одни локоть восточнее "парохет". По поводу же того как Раши понимает то где располагались медные крючки: так как второй покров покрывал все 10 локтей задней стены и толщину (локоть) самой стены, значит что эти крючки должны были быть только в 9ти локтях от задней стены (9 +10 +1 = 20), или на один локоть западнее "парохет".

Поэтому возможно, что Раши понимает указание из Торы, что "парохет" был "под" крючками как то что "парохет" находилась и под золотыми и под медными крючками, и несмотря на то что завеса на самом деле не попадалп не под одни из этих крючков, так как завеса располагалась посередине расстояния между крючками, то можно считать что она находилась как бы "под" обоими сразу. Раши может и считал, что буквальное значение слов этих стихов лучше соответсвует с объяснением из Талмуда, но при рассмотрении всех деталей он все же мог дать только указаное выше объяснение.

Следует отметить, что когда Барайта (12) говорит о медных крючках, которые были непосредственно над "парохет", она использует другое слово ("кенегдо" в отличие от "ал"), когда (в 14) она описывает расположение под ("тахас") золотыми крючками. Это слово, которое вероятно следует понимать как "примерно под", а не "прямо под", и есть слово которое написано в Торе.
Помимо объяснения Раши о том что "парохет" была под/между двух рядов крючков, золотые крючки на самом деле находились на расстоянии меньше одного локтя по следующим причинам. Прежде всего, верхняя часть "парохет" была обернута вокруг прута, который крепился к крючкам вкрученым в столбы (см. Раши на 26:31).

Учитывая что толщина "парохет" теперь удвоилась, потому что она была обернута вокруг прута, и принимая длину крючков и толщину прута во внимание, край "парохет" был ближе к золотым крючкам, чем полный локоть от крювков до дерева столбов. Кроме того, даже если петли, в которые вставлялись медные крючки второго покрова описываются как находившееся "на краю" каждой из двух частей (26:10 и 36:17), петли нижнего покрова описываются как располагающиеся "на краю одного" (26:4 и 36:11) а так же и "по краю другого" (26:5 и 36:12).

Другими словами, застежка простирались за краем одной из половин (см. Мальбима), располагая крючки ближе к "парохет", чем конец восточной половины. Сами крючки описаны как имеющие форму маленьких гирек (или большой скрепки), каждый край которой вставлялся в петли покровов на соответствующих сторонах. Если мы добавим длину основания крючка к толщине той части крючка, которая вставлялась в те петли которые располагались "на краю" покрова, то крючки "под" которыми располагалась "парохет" были ближе к столбам, чем краю восточной половины покрова.

В совокупности с расстоянием края "парохет" и ее расстояния от столбов, можно ли считать что это имеено то самое расположение "завесы под крючками" которое Тора и имеет ввиду?

Tabernacle Mishkan Tent

Tabernacle Mishkan Tent
Tabernacle Mishkan Tent